Выставка "Вещь! Предметный разговор": Дизайн в СССР существовал

Дизайн




Выставка «Вещь! Предметный разговор» во Всероссийском музее декоративного искусства невелика по размеру, однако весьма значима по сути. Это не столько радость глазу, сколько импульс к размышлению: что значат для нас сегодняшних образы окружающих нас предметов? Как мировые события отражаются в облике повседневности? Совместимы ли настоящая красота и польза?
Долгое время считалось, что самостоятельного дизайна в советской стране не было. Но эта выставка-инсталляция представляет такие яркие образцы российского дизайна ХХ века, что убедительно опровергает это суждение. Реконструированные образцы настольных ламп учеников Александра Родченко, макет «жилой ячейки» дома-коммуны Эля Лисицкого и прочие остроумные и экономичные предметы мебели наглядно показывают: все идеи ИКЕИ уже давно были придуманы и продуманы нашими художниками. Интересно, что образы российского авангарда продолжают вдохновлять и современных дизайнеров. Например, полка «Малевич» Миши Беляева (2013 год). Перед нами — просто «черный квадрат» в натуральную (как на культовом полотне) величину. Но за этой черной доской, примерно на дециметр отступающей от стены, — целая система полок и полочек, куда так удобно спрятать всякие мелочи, создающие в комнате «зрительный шум». А вот напольный торшер Radio Lamp (2018) работы «Латунной мастерской» явно отсылает к знаменитой Шуховской башне.
Понятно, что расцвет дизайнерской мысли пришелся в нашей стране на 60-е годы: смена общемирового стиля жизни (все эти твисты, мини-юбки, массовая застройка городов панельными многоэтажками) не могла не отразиться на облике быта. Плюс оттепель. Плюс открытие космоса. Устроители выставки отмечают: предположительно слово «вещь» произошло от латинского корня «vox» (голос), так что разглядывая предметы прошлого, можно отчетливо услышать его голос. С этим трудно не согласиться. Какую выразительную композицию составляют, например, стеллаж-трансформер «Ракета», самовар «Спутник» и ночник «Космос», сияющий «нездешним» светом.
Казалось бы, все эти модерновые вещицы (асиметричные столики на тонких ножках, складывающиеся кресла и кровати, убирающиеся на день в шкаф) — следствие малоформатного жилья. Да, но не только. Многофункциональность, придуманная дизайнерами, — ответ на вечную потребность человека совместить несовместное. Именно отсюда уже в ХХI веке родилось, например, решение смартфона (соединение телефона, компьютера и телевизора в одном небольшом брикете, помещающемся в карман).
И все же человеку всегда будет мало скучной утилитарности. А потому сегодня все активнее заявляют о себе «вещи с характером», остроумные вещи-метафоры, превращающие жилое пространство в подобие театра. Хотим — установим такие декорации, хотим — сменим их на другие. Дизайнеры предвидели эту нашу потребность еще лет 30 назад. В этом смысле очень показателен столик «Флаг» Надежды Аверьяновой. Даже не видя дату его создания — 1989 год — можно догадаться, что он — дитя перестройки. Вместо ножек у него — перевернутые горны, а столешница, «стекающая» к полу — алое полотнище из формованного акрила.
«Наш музей формирует фонд предметного дизайна, — отмечает заведующий сектором Артем Дежурко. — Это большое дело: ни одной государственной коллекции дизайна в России сейчас нет, наша будет первая. Экспонаты выставки станут ядром этой коллекции».
А куратор выставки Алена Сокольникова подчеркивает: «Проект демонстрирует богатое наследие отечественного дизайна. Во время его подготовки было собрано очень много материалов — так что представленная выставка — ещё не финал!».
Она будет работать до конца года, запланированы лекции и дискуссии с посетителями и экспертами. В частности, предполагается обсудить, какие вещи можно считать знаковыми для истории российского дизайна, какие идеи прошлого вдохновляют дизайнеров сегодня, и какие работы достойны того, чтобы войти в коллекцию музея.



Источник

Оцените статью
Milkandsnow: Москва сегодня