Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

Общество

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

Подготовка к торжествам в рамках юбилея Сергея Рахманинова, который будет отмечаться в 2023 году, еще раз доказала: вирусы приходят и уходят, а великая классическая музыка остается на века.

Оргкомитет по проведению мероприятий в честь 150-летия со дня рождения гениального русского композитора и пианиста, по распоряжению правительства, был создан в начале апреля, когда все театры и филармонии отправили на самоизоляцию. «Оглохшая» на несколько месяцев российская культурная среда стала подавать признаки жизни лишь в конце лета — начале осени.

Среди важных событий сентября значится и первое заседание оргкомитета по празднованию рахманиновского юбилея, намеченное на сегодня. На встрече присутствовал арт-директор Фонда имени Рахманинова, народный артист России пианист Денис Мацуев, любезно согласившийся дать большое интервью Федеральному агентству новостей.

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

Усадьба Рахманинова станет местом паломничества

— Денис Леонидович, вы вошли в состав оргкомитета по проведению юбилея Рахманинова, что вполне логично. Скажите, кто предложил сделать Тамбовскую область центральным местом праздничных мероприятий? С одной стороны, понятно: усадьба Ивановка — атмосферное место, здесь Рахманинов сочинил свои лучшие произведения. Но с другой стороны, эта локация находится в провинции, что удорожает проект: инфраструктурные расходы, прием гостей, музыкантов, их размещение и прочие вещи немузыкального характера… В той же Москве организовать большой проект проще, ведь у столицы — огромный опыт проведения знаковых музыкальный мероприятий.

— 150-летие Рахманинова — это особая дата для меломанов во всем мире. Имя Сергея Васильевича для всех музыкантов, пианистов — это икона, как и для всех людей, которые когда-либо слышали музыку композитора. Мы должны отдать дань его творчеству в год юбилея. Я, как артистический директор Фонда имени Рахманинова, занимающий эту должность в течение 15 лет и проводящий огромное количество акций в мире, неоднократно раньше говорил, что в дополнительной пропаганде творчество Рахманинова не нуждается, потому что он, наряду с Чайковским, является самым играемым русским композитором.

Ивановка — безусловно, один из сохраненных культурных оазисов, и там будет проходить много концертов, фестивалей в рамках празднования юбилея Рахманинова. Знаменитая усадьба, история которой тесно связана с творчеством Сергея Васильевича, будет одним из центральных мест проведения праздника. Здесь будет паломничество, так как музыка Рахманинова очень популярна, она каждый день звучит в концертных залах. Но я думаю, что огромное количество фестивалей в честь Рахманинова будет проходить в разных странах и городах.

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

— Программа юбилея — только в начале формирования, но вы уже обозначили ее доминантные точки: это конкурс пианистов, композиторов и дирижеров имени Рахманинова. Будут ли сделаны поправки на коронавирус, когда начнут принимать заявки?

— Два с половиной года назад на Совете по культуре я предложил президенту Владимиру Путину возродить Конкурс имени Рахманинова. У меня тогда было два предложения: сделать Год музыки Рахманинова и конкурс. Но проблема в том, что в 2023 году должен состояться XVII Международный конкурс имени Чайковского. Безусловно, в один год проводить одновременно два знаковых музыкальных состязания не нужно.

Изначально обновленный Конкурс имени Рахманинова должен был пройти в 2021 году, но понятно, что из-за пандемии мы переносим смотр на 2022 год. Конкурс состоится во второй половине июня в Москве и пройдет на трех площадках: в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Филармонии-2. Я предложил в программу конкурса добавить две специальности — композицию и дирижирование, так как Сергей Васильевич был не только гениальным композитором и пианистом, но и выдающимся дирижером.

— Вы войдете в состав жюри? Придется очень сильно постараться, чтобы провести смотр на высоком уровне, ведь негласная конкуренция с Конкурсом имени Чайковского, наверное, имеет место быть?

— В моем представлении, Конкурс имени Чайковского и Конкурс имени Рахманинова — это, если прибегнуть к спортивным аналогиям, как Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. Проще говоря, два музыкальных конкурса, носящих имена великих русских композиторов, нужно развести по времени, чтобы они проходили каждые два года, чередуясь. Я уверен, что Конкурс имени Рахманинова прогремит на весь мир, так же как и Конкурс имени Чайковского.

В свое время Конкурс имени Рахманинова был очень сильным в плане организации и участников, но по разным причинам смотр переносился из одной страны в другую, менял города, а потом и вовсе прекратил существование. Конкурс имени Рахманинова 2022 года — это абсолютно новый проект, он не будет иметь никакого отношения к прошлому смотру.

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

На Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге в ноябре, на музыкальной секции, которую я возглавляю, пройдет заседание оргкомитета Конкурса имени Рахманинова, где и состоится официальная презентация этого проекта в контексте той сложной эпидемиологической ситуации, которая происходит во всем мире. Все пока непредсказуемо, по крайней мере в этом году. Никто сейчас не может сказать, как будет развиваться концертная деятельность: какие-то площадки еще закрыты, какие-то открываются, а некоторые, начав работу, вынуждены ее прекратить. Как, например, залы в Вене: город сейчас превратился в «красную» зону из-за стремительного роста количества новых заболевших коронавирусом.

У меня запланирован концерт с Венским филармоническим оркестром 18 октября, но непонятно, состоится ли выступление или нет. С тем же Венским филармоническим я вместе с маэстро Валерием Гергиевым должен отправиться в ноябре в большой азиатский тур: Китай, Корея, Япония. Но и тут никто не может дать гарантий, что гастроли состоятся.

Поэтому в ситуации неопределенности мы решили не рисковать и перенесли Конкурс имени Рахманинова с 2021 года на 2022-й. В этом случае, если в следующем году пандемия отступит, мы успеем провести отборочные туры по видеозаявкам, либо, если, опять же, позволит ситуация, сделать живые прослушивания и отборы в разных частях света: в России, Европе, Азии и, возможно, в Америке. Но совершенно точно, что Конкурс имени Рахманинова состоится в Москве в 2022 году. Мы все этого ждем, у нас в стране появляется новый удивительный музыкальный конкурс с большим будущим.

Что касается моего участие в жюри этого смотра, то мы об этом и других организационных моментах объявим в ноябре в Санкт-Петербурге на заседании по учреждению оргкомитета. Тогда же и назовем членов оргкомитета и всех членов жюри Конкурса Рахманинова.

Конкурс имени Чайковского по-прежнему остается российским музыкальным брендом. Его славная история очень важна для страны и всех тех, кто собирается участвовать в этом смотре и кто уже прошел через него. Как ваш покорный слуга: в 1998 году я победил на Конкурсе имени Чайковского, а на последнем, шестнадцатом по счету смотре в 2019 году я был председателем жюри.

Я считаю, что между Конкурсом имени Чайковского и Конкурсом имени Рахманинова не должно быть конкуренции, они должны дополнять друг друга. Эти смотры должны помогать открывать имена фантастически талантливых молодых музыкантов. Более того, на рахманиновском конкурсе участники будут соревноваться в тех дисциплинах, которых нет в программе Конкурса имени Чайковского, — это композиторы и дирижеры. Нам как воздух нужны новые имена в этих двух специальностях, и рахманиновский конкурс назовет нам таких молодых исполнителей.

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

Россия вернется к концертам быстрее, чем Запад

— В 2018 году, когда отмечалось 145-летие со дня рождения Рахманинова, вы организовали фантастический проект — мини-фестиваль, когда в течение двух дней исполнили все фортепианные концерты Рахманинова. Меломаны — в ожидании вашего нового яркого авторского проекта или проектов к 150-летию композитора. Если ли такие планы?

— Мои проекты как пианиста связаны с Фондом имени Рахманинова: мы работаем вместе с 2006 года, очень близки, и я был знаком с Александром Рахманиновым, внуком Сергея Васильевича, который в свое время в Париже преподнес мне неизвестные партитуры своего знаменитого дела — Сюиту и Фугу, которые я записал на рояле в доме Рахманинова в Сенаре (название расшифровывается как Сергей и Наталья Рахманиновы. — Прим. ФАН), в Швейцарии на берегу Люцернского озера. Естественно, Фонд будет участвовать в российских проектах, посвященных 150-летию Сергея Васильевича.

А начиная со следующего года у меня запланированы пять марафонских концертов, один из них должен состояться в Карнеги-холле: с Валерием Гергиевым у нас есть проект, который, пожалуй, никто до нас не делал — мы сыграем все пять фортепианных концертов Рахманинова с оркестром в один вечер с двумя перерывами подряд, начиная с Первого фортепианного концерта и включая Рапсодию на тему Паганини. Такие марафонские «забеги» состоятся еще в 12 столицах мира, естественно, включая Москву.

Иными словами, юбилейная программа будет состоять из ярких представлений с привлечением большого количества артистов — солистов и коллективов. У меня есть идея предложить на оргкомитете (Конкурса имени Рахманинова. — Прим. ФАН) проект, в котором прозвучали бы все произведения Рахманинова, которые он написал, в разных точках нашей страны. В рамках фестиваля исполнить хоровую музыку, оперу «Алеко», симфонические сочинения — и эти программы распределить по регионам, чтобы музыканты повсеместно участвовали в масштабной акции, посвященной юбилею композитора. Все наследие Рахманинова в течение нескольких дней пусть звучит на всей территории нашей страны. Мне такой проект представляется очень интересным.

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

— Коронавирус и закрытие границ дали меломанам в небольших российских городах уникальный шанс побывать на живых концертах российских звезд классического искусства. Когда восстановится гастрольная деятельность в привычном режиме, в региональных афишах поубавится количество знаменитых имен как по объективным, так и субъективным причинам. Как сделать так, чтобы известные музыканты брали с вас прекрасный пример и в будущем как можно чаще приезжали с выступлениями в глубинку? Ведь виртуальные залы никогда не заменят прямого общения зрителя с артистом.

— 20 сентября в Томске состоялся пятый фестиваль «Денис Мацуев и друзья». Это уникальный сибирский город с потрясающей публикой, замечательным симфоническим оркестром. До этого я был в Красноярске в рамках традиционного осеннего тура по Сибири. Безусловно, нет ничего более приятного, чем приезжать в эти города, потому что публика — своя, родная (Денис Мацуев родился в Иркутске. — Прим. ФАН), сибирская, как будто выходишь играть перед своими друзьями, родственниками, и в связи с этим ответственность за выступление становится еще выше. Я не делю, по большому счету, гастроли по принципу «региональные, небольшие площадки — и знаменитые залы в той же Европе или Америке». Я везде играют с полной самоотдачей, одинаковой экспрессией.

Что касается предметного взгляда на гастрольную жизнь по России, то сейчас, после карантина, открываются все филармонии, но не везде, конечно, полные залы. В том же Красноярске я играл четыре концерта за два дня: в день по два концерта, чтобы был как бы полностью заполнен зал, потому что разрешено продавать билеты на концерты на половину имеющихся мест. Сначала был мой сольный концерт в 17 часов и 20 часов, на следующий день я исполнял Второй фортепианный концерт Шопена, пандемическое мое произведение, которое я выучил на карантине, — тоже в 17 часов и 20 часов. В Томске — по той же схеме.

На самом деле, такой формат, с физической точки зрения, нелегко выдержать, но, тем не менее, в этой практике есть что-то новое, необычное. Ты играешь одно и то же произведение, одну и ту же программу в течение трех-четырех часов для разной публики — и одна и та же музыка звучит каждый разный по-разному, хотя, казалось бы, нажимаю на те же клавиши. В этом есть некая загадка, таинство творчества.

Считаю, что в любой ситуации нужно искать какие-то плюсы и преимущества. На все свои фестивали я привожу замечательных молодых музыкантов, которых до этого широкая публика не знала, а потом они уже совершают самостоятельные туры. Филармоническая жизнь в нашей стране кипит, вернее, кипела до пандемии, а сейчас мы все надеемся и хотим, чтобы она восстановилась и не прекратилась вновь.

Главное достижение нашего Фонда «Новые имена» и фестиваля Crescendo в том, что современная филармоническая афиша состоит из имен исполнителей, которых открыли эти проекты. Большое счастье, что молодые талантливые музыканты начали гастролировать, на их выступления ходит публика, они преподают, проводят мастер-классы.

Денис Мацуев: Наше главное достижение — новое поколение публики в России

Важно сказать также, что одно из главных наших достижений за 20–25 лет — это рождение нового поколения публики, которая приучена ходить на концерты классической музыки. Где бы я ни был с гастролями, а также во время выступлений моих коллег можно увидеть среди зрителей много молодежи, где-то порядка половины зала. Это достижение надо развивать.

В Европе сейчас — тревожный период в плане концертной деятельности. Очень тяжелый у них выход из пандемии, с продажами билетов — большие проблемы. В первую очередь из-за того, что там подавляющее число зрителей на концертах классической музыки — люди пожилого возраста, старшее поколение. Поэтому в России, исходя из того, что много юных лиц в филармонических залах, есть возможность быстрее вернуться к нормальной концертной деятельности.

Надеюсь, что когда-нибудь закончатся все эти тревоги, опасения, социальные дистанции, маски… Впрочем, что касается ношения масок, то я ничего плохого в этом не вижу. Я помню, как лет 20–25 назад я был на гастролях в Японии. Когда я вышел на сцену «Сантори-Холла», я увидел в зале большое количество людей в масках. Я спросил у организаторов концертов, что случилось, почему люди в масках. Мне объяснили, что у японцев в генах заложено — если чувствуешь себя немного простуженным, есть легкий насморк, то нужно заботиться об окружающих и оградить их от заражения. Поэтому я желаю всем нам здоровья, беречь себя и окружающих.

Я много сейчас гастролирую по России, выступаю за рубежом и вижу, что не везде соблюдаются рекомендации санитарного характера. Кто-то забывает взять маску, кто-то до сих пор не верит, что вирус очень серьезный. Хочется, чтобы пандемия побыстрее закончилась. Классическая музыка — прекрасный терапевт от всех недугов, поэтому не бойтесь вируса, приходите в концертные залы, слушайте хорошую музыку, а пока обязательно надевайте медицинские маски!

Источник: https://riafan.ru/1313577-denis-macuev-nashe-glavnoe-dostizhenie-novoe-pokolenie-publiki-v-rossii

Оцените статью
Milkandsnow: Москва сегодня
Добавить комментарий