Метахайп. Что не так с метавселенными и будем ли мы в них жить — Секрет фирмы

Технологии



Проект в стиле киберпанк

Первое упоминание метавселенной датируется 1992 годом. Писатель-фантаст Нил Стивенсон в своём романе в стиле киберпанк (жанр научной фантастики, описывающий упадок человечества на фоне технического прогресса) «Лавина» описал трёхмерный виртуальный мир. В нём люди работали, отдыхали, общались друг с другом с помощью аватаров. Спустя несколько лет этот образ приобретёт пугающие и антиутопические очертания в кинотрилогии «Матрица» — там виртуальная среда оказалась настолько реалистичной, что восставшим машинам удалось убедить человечество в её подлинности и погрузить всех в сон, из которого очень трудно вырваться.

Однако сама идея крепко засела в головах IT-разработчиков, увидевших в описаниях фантастов будущее. Правда, единого понимания термина метавселенной у них до сих пор нет. Кто-то считает, что метавселенная — это новое пространство, «параллельная реальность», в которой скоро будет жить весь мир. Кто-то называет её всего лишь «интернетом 2.0», или даже копией, ребрендингом сети. Для кого-то — это новый интерфейс, позволяющий удобнее сёрфить по интернету.

Хайп вокруг метавселенных начал разгораться всего несколько лет назад, но сейчас свои проекты в этой области уже есть у целого ряда компаний (о них – ниже). Согласно прогнозам экспертов брокерской компании Bernstein, в течение нескольких лет благодаря этому могут возникнуть рынки с потенциальным годовым оборотом около $2 трлн.

В Microsoft метавселенную создают на основе сервисов смешанной реальности Microsoft Mesh. Они позволяют объединить разных пользователей — тех, кто сидит в смартфоне, в компьютере, а также тех, на кого надет специальный VR-шлем. Метавселенная будет работать на базе сервиса конференций Teams. Все люди получат собственные цифровые аватары. Они смогут использовать почту Microsoft Office, а также презентацию PowerPoint. В компании прямо назвали метавселенную новой версией интернета.

Tinder позиционирует свою метавселенную, так называемую тиндерверс, как расширенную версию самого приложения для знакомств. В ней будет внутренняя валюта, пользователи смогут общаться в новом пространстве и даже ходить в виртуальные парки и на концерты. Разработки только начались, так что подробностей пока нет.

Также мало известно о метавселенной от Boeing. Пока понятно только, что она нужна, скорее, инженерам компании. Они будут работать в очках виртуальной реальности и создавать 3D-модели новых самолетов, которые затем интегрируют с производством. Все данные о лайнере, в том числе документы о сертифицировании, будут доступны в едином цифровом пространстве.

Россия также не осталась в стороне от модного тренда. О создании своей метавселенной объявил разработчик игр из Якутии MyTona. В декабре 2021 года состоялся софт-запуск (выход для ограниченной аудитории) приложения Mytonaverse. В приложении, работающем на всех мобильных платформах, можно создавать свои миры, общаться с друзьями, устраивать виртуальные вечеринки.

Корреспондент «Секрета фирмы» протестировал это приложение. Сейчас оно больше напоминает игру. Пользователю вначале надо выбрать одежду героя, написать его имя. После этого персонаж оказывается в анимированном пространстве — напротив особняка. Вокруг дома прорисованы горы, небо, лес, различные дорожки.

С помощью тачпада можно управлять героем: он может бежать вперёд-назад, совершать прыжки и перемещаться в свой дом. В приложение можно приглашать друзей, общаться с ними в чате. Можно даже покупать виртуальную валюту, правда, пока непонятно, зачем она там нужна. Больше никаких функций в приложении нет.

Дальше всех в разработке метавселенной, возможно, продвинулась компания Epic Games. Её основатель Тим Суини в начале 90-х создал ничем не примечательную игру ZZT. Она стала популярной только благодаря редактору миров — на движке игры можно было создавать собственные уникальные игры.

Суини решил развить эти наработки, создав на их основе полноценную метавселенную. Под ней он понимает трёхмерную социальную среду, существующую в реальном времени, где можно обмениваться сообщениями и картинками. На этот проект планируется выделить $1 млрд. Ожидается, что в будущем эта метавселенная заменит людям социальные сети. Бренды смогут в ней заниматься продвижением своих продуктов.

Но громче всех о метавселенных заявил основатель Facebook Марк Цукерберг. Это неудивительно, ведь капитализация этой компании превышает $1 трлн. Так что в любой проект Facebook способен сделать существенные инвестиции. Ранее его разработчики уже создали очки виртуальной реальности Oculus. С их помощью пользователи как раз и смогут погружаться в новый мир. Что там будет — пока трудно сказать. Цукерберг в интервью Verge обещал, что люди смогут управлять в новом пространстве виртуальным аватаром, там можно будет покупать товары, отдыхать и даже работать.

В ближайшее время Facebook выпустит несколько новых нужных для метавселенных устройств. В 2022 году появится Project Cambria — гарнитура виртуальной реальности, способная улавливать мимику человека. Также ведётся разработка Project Nazare — это ещё одни очки дополненной реальности.

Зачем нужна метавселенная от Facebook — пока не очень ясно, ведь совершать покупки и обмениваться сообщениями можно и сейчас с помощью маркетплейсов и мессенджеров.

Нужна ли пользователям ещё одна платформа для этих операций — покажет время. Самому же Цукербергу метавселенная, безусловно, нужна. У Facebook, в отличие от других техногигантов вроде Apple и Microsoft, нет своих процессоров или ПО. Вся выручка Facebook строится на работе социальной сети и мессенджера. Однако что будет, если их аудитория внезапно начнёт падать?



Источник

Оцените статью
Milkandsnow: Москва сегодня